Развитие компетентности дошкольников

в сфере нравственно-патриотического воспитания

(Дошкольное образование: проблемы, перспективы, решения: сборник научных трудов/ под ред. В.В.Стерликовой. – Орск: Издательство  ОГТИ, 2010. – Выпуск 3. – 143 с.)

Л.В. Козлова, педагог-психолог

Т.П. Ермолаева, воспитатель

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к стране.

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится  чувство патриотизма. Деятельность по формированию у дошкольников элементарных гражданских чувств и нравственно-патриотических представлений, личностных качеств отражена в трудах Лихачева Б.Т., Запорожца А.В., Нечаевой В.Г., Логиновой В.И., Рузской А.Г. и других педагогов и психологов.

Проблема патриотического воспитания детей обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно:

*       несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;

*       недостаточная заинтересованность СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи;

*       малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;

*       недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

*       отсутствие системы преемственности и координации деятельности учреждений, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи;

Отметим, что  значительная  роль в воспитании патриотизма и развитии нравственно-патриотических представлений легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.

В законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала осознания ребенком себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды посредством решения следующих основных задач:

*       формирования позитивного отношения к себе;

*       формирования модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми;

*       воспитания гуманного, экологически целесообразного отношения ребенка к окружающему миру;

*       закладывание основы системных знаний, формирование коммуникативной компетентности, навыков работы с информацией.

Следует отметить, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

*       “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

*       непрерывность и преемственность педагогического процесса;

*       дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

*       рациональное сочетание видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

*       деятельностный  подход;

*       развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для развития компетентности дошкольников в сфере нравственно-патриотического воспитания необходимо соблюдение следующих положений:

*       создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

*       обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

*       последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

*       тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

При организации работы по развитию компетентности дошкольников в сфере нравственно-патриотического воспитания следует руковод-ствоваться следующими методами и средствами. Все методы можно объединить в группы:

*       методы формирования нравственного поведения   (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

*       методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

*       методы стимулирования чувств  и отношений (пример, поощрения)

Из средств можно отметить:

*       родной язык;

*       общественно полезный труд;

*       народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.

*       народные танцы;

*       сказки, пословицы, поговорки.

Рассмотрим два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные  функции воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты эстетического цикла, педагоги и сотрудники детского сада, родители детей. При этом должны соблюдаться следующие условия:

*       непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов — мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь: мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);

*       использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);

*           усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Данный вариант организации педагогического процесса признан в
нашем детском саду. Напомним, что работа по  развитию компетентности дошкольников в сфере нравственно-патриотического воспитания проводилась  на базе МДОУ «Детский сад №3 «Весна» комбинированного вида города Орска, работающему по методу М. Монтессори. В работе принимали участие воспитанники, их родители, педагогический коллектив и сотрудники детского сада. Процесс нравственно-патриотического воспитания проходил непрерывно: на музыкальных занятиях, занятиях по изодеятельности,  во время работы над проектами,  в мастерской, в игровой деятельности, на прогулках, в свободное время.

На первом этапе была проведена вводная диагностика с целью определения исходного уровня сформированности нравственно-патриоти-ческих представлений у дошкольников. В качестве диагностического инструментария использовалась методика Н.Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой, состоящая  из следующих блоков:

*       родная семья;

*       родной город;

*       родная природа;

*       родная страна;

*       родная культура.

К обозначенным блокам с целью получения дополнительных сведений нами был добавлен блок «Мой детский сад».

Результаты обследования детей фиксировались в протоколах. В дополнение к полученным результатам была проведена индивидуальная беседа с каждым родителем с целью определения патриотической грамотности их детей, также тестовый опрос родителей в контексте изучаемой проблемы.

Полученные количественные и качественные показатели свидетельствуют о том, что уровень развития компетентности дошкольников сфере нравственно-патриотического воспитания  недостаточно высок. Родители отметили, что на только дети не имеют достаточно знаний по большинству вопросов, но и сами родители. Они были удивлены, что программный материал для детей дошкольного возраста предполагает изучение подобной информации. Кроме того, был проведен опрос педагогов детского сада  по возникающим проблемным вопросам в процессе организации профессиональной деятельности в данном направлении.

Целью второго этапа явилась углубленная работа по развитию компетентности дошкольников в сфере нравственно-патриотического воспитания, а также повышение грамотности родителей и педагогов по проблеме. Для достижения поставленной цели нами было адаптировано перспективное планирование, рекомендованное программой «Мы живем в России» под редакцией Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. (Москва, 2007), разработано перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонента.

Решение поставленных задач, отмеченных в планировании, требовало соблюдения ряда позиций, которые активно использовались нами в процессе ежедневной деятельности:

*       создание развивающей среды с учетом регионального компонента и требований программы;

*       специальная подборка игр и упражнений по тематике;

*       использование проектной деятельности;

*       систематическое проведение дидактических кругов, презентация сообщений по различной тематике;

*       чтение художественной литературы, сказок, стихов;

*       знакомство с пословицами и поговорками, фольклором и традициями;

*       использование фотографий, арт-терапии, музыкального сопровождения, фонограмм;

*       организация выставок рисунков детей и родителей, фотовыставок, экскурсий, совместное проведение праздников и развлечений патриотической направленности, Дней открытых дверей;

*       разработка и изготовление пособий, дидактического материала;

*       активное сотрудничество детей и взрослых (педагогов, специалистов, родителей).

Остановимся подробнее на особенностях организации данной деятельности. Отметим, что работа начиналась с самого близкого понятия для ребенка – его семьи. В рамках блока «Моя семья»  был проведен одноименный проект, который подразумевал тесный контакт с родителями воспитанников, другими педагогами детского сада. В завершении проекта была организованна выставка рисунков детей и родителей.

Для расширения представлений о детском саде в начале учебного года  был развернут проект «Мой детский сад». Мы организовали ряд тематических экскурсий по детскому саду и его территории с целью знакомства детей  со всеми его педагогами и сотрудниками. Дети смогли получить углубленные знания о новых профессиях (подсобный рабочий, прачка, кастелянша, методист, логопед, завхоз), познакомиться с расположением других групп и помещений детского сада.

Работа в рамках проекта «Мой город» позволила не только расширить знания детей о современном Орске, но и познакомиться с его историей, геральдикой. Проект был завершен коллективной работой «Улица моего города», в которой каждый ребенок с удовольствием принял участие.

Во время работы в  мастерской дети имели возможность изучать авторский дидактический  материал, разработанный с учетом требований Монтессори-педагогики и регионального компонента. В частности, дидактический материал «Животные Оренбургской области», «Птицы Оренбургской области», «Растения Оренбургской области» помог детям познакомиться с разнообразием животного  и растительного мира родного края. Дидактический материал «Камни Урала», «Оренбургский пуховый платок», «От зерна до каравая» расширил их представления о богатстве и  уникальности родного края. При помощи  «Географической матрешки» воспитанники получили представление о расположении и масштабе Оренбургской области по отношению к стране, а дидактический материал «Национальные костюмы» позволил детям познакомиться с разнообразием национальностей, проживающих на территории области, способствовал развитию толерантных отношений в группе.

В свою очередь, во время проведения занятий, дидактических кругов, бесед дети узнали много нового о стране, которую они называют своей Родиной. Слова  «Россия», «герб», «гимн», «Родина» приобрели для них конкретный смысл.

В своей работе мы  активно использовали созданный нами каталог дидактических игр, направленный на закрепление знаний по проблеме. Диапазон каталога разнообразен, т.к.  он включил в себя игры по каждому из блоков. Дети смогли в игровой форме запомнить новые понятия, увеличить словарный запас, расширить кругозор. Например, игра «Город и его жители»  помогла детям расширить представления детей о городах  Оренбургской области, расширить их словарный запас; игра «Узнай флаг (герб)» — закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг,  (герб) России среди флагов (гербов)  других стран; а такие дидактические игры как «Кто я?», «Назови ласково» ставили целью обогащение знаний  детей понятиями о родственных  связях  внутри семьи.

Нами широко использовалось в работе чтение стихотворений о Родине, в частности, произведений местных писателей и поэтов. Дети познакомились с поговорками и пословицами о Родине, семье, доме, семейных и народных традициях. Для расширения представления о богатстве Урала, мы знакомили детей со сказами П.Бажова «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы». На занятиях по изодеятельности ребята закрепили знания о художественных промыслах. На музыкальных занятиях разучивались народные песни, колядки и пляски, которые использовались во время проведения народных праздников «Рождество», «Пасха», «Масленица» и др. Полученные детьми знания закреплялись на прогулках  во время наблюдений за живой и неживой природой, целевых экскурсиях. Во время проведения сюжетно-ролевых игр «Дом», «Магазин», «Перекресток» и пр.  ребята применяли свои знания о городе, семье, профессиях.

Большое внимание при решении поставленных задач мы уделяем семьям воспитанников, так как считаем, что именно семья способна взять на себя функции воспитания в дошкольнике многих социальных норм и правил этикета, а также поддерживать и обогащать эмоциональный мир ре­бенка. Каждое из запланированных мероприятий по развитию компетентности дошкольников в сфере нравственно-патриотического воспитания проходило в тесном сотрудничестве с родителями. Многие их них принимали участие в подборке информации по краеведению, изготовлению дидактического материала, были непосредственными участниками праздников, что помогло  изменить представление родителей о назначении детского сада и организации педагогической деятельности.

Для педагогов с целью повышения профессиональной компетентности по проблеме были организованы и проведены теоретический и практико-ориентированные семинары,  ряд заседаний «Педагогической гостиной», тренинг педагогической осознанности, конкурс на лучшее оформление предметно-развивающей среды.

Целью третьего этапа явилось выявление итогового уровня сформированности нравственно-патриотических представлений у дошкольников на основе пакета диагностического инструментария, используемого нами на первом этапе. Во время проведения диагностики нами было отмечено, что дети демонстрировали больший объем знаний по проблеме. Полученные данные позволяют судить об изменениях в развитии компетентности дошкольников в сфере нравственно-патриотического воспитания в положительную сторону по многим показателям.

Итак, в качестве вывода по проведенной работе можно отметить следующее:

  1. У детей сформировано на достаточном уровне позитивное, ответственное отношение к себе.
  2. Повысился уровень  положительных взаимоотношений в коллективе сверстников (по результатам повседневных наблюдений педагогов и специалистов, а также на основе диагностического обследования педагога-психолога).
  3. Значительно повысился уровень гуманного, экологически целесообразного отношение ребенка к окружающему миру.
  4. У большинства родителей повысился уровень представлений о специфике работы педагогов, в частности, и детского сада, в целом.
  5. Значительно увеличилось количество родителей, привлекаемых  к активному участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада в целом, к жизни группы, в частности.
  6. Повысилась компетентность педагогического коллектива по вопросам патриотического воспитания дошкольников, оптимизирована их деятельность в контексте изучаемой проблемы.

Следует отметить, что практическая значимость работы состоит в том, что была адаптирована, разработана и внедрена программа развития компетентности дошкольников в сфере нравственно-патриотического воспитания, включающая в себя комплексный подход к решению данной проблемы.

Таким образом, проводимая нами работа способствует созданию условий для развития компетентности дошкольников в сфере нравственно-патриотического воспитания, как в условиях семьи, так и в условиях ДОУ, а опыт работы может быть полезен в работе педагогов в контексте обозначенной проблемы, а также родителям детей дошкольного возраста, углубленно занимающихся повышением патриотической грамотности детей.

 

© 2015-2019 МДОАУ "Детский сад № 96 г. Орска"

Top
Яндекс.Метрика